Танец мазурка

Танец мазурка

Уже услышав само название, хочется засмеяться и пуститься в пляс. Танец мазурка такой и есть – очень легкий, жизнерадостный и веселый. Он как нельзя лучше соответствует самой Польше, пережившей за всю свою историю немало печальных событий, но не сдавшейся и не павшей духом. Очень эмоциональная, открытая и вместе с тем горделивая, мотивами и движениями мазурка показывает всю сущность жизнелюбивого, поэтичного и многострадального польского народа. Появившаяся благодаря народным праздникам и гуляньям, мазурка претерпела впечатляющую эволюцию.

Как появилась мазурка

Название «мазурка» — производное от слова «мазур», так называют себя жители польской провинции Мазовии. Популярный в свое время во всей Европе танец изобрели именно они, далекие от придворной моды, а потому искренние и порою безудержные. Простым крестьянским людям нужен был отдых после тяжелых рабочих будней, но они и предположить не могли, что вскоре их развлечение переймет сначала польская знать, а затем и аристократия государства.

Ставшая известной в 17-ом веке, уже в начале 19-го мазурка была не просто обязательным, но и любимым танцем на всех светских балах — и в России в том числе. А заслуга в этом гениального композитора Шопена – он сочинил в общей сложности более полусотни различных мазурок, выражая таким образом свою любовь к самобытным народным обычаям и культуре своей страны. Писали мазурки и другие знаменитые музыканты – Чайковский, Глинка, Скрябин, Дебюсси. Удивительно, однако именно мазурка стала базой для современного национального гимна Польши.

Описание мазурки

Этот танец исполняется в паре и очень напоминает своеобразный ритуал, в котором партнер подчеркивает свое главенство, и вместе с тем выказывает почтительное отношение к партнерше, с чувством собственного достоинства демонстрируя ее публике. В основу классической мазурки легли целых три народных танца, и сама мазурка подразделяется условно также на три вида в зависимости от манеры исполнения: вальсовая, лирическая и городская. В любом случае, мазурка танцуется в достаточно быстром темпе и требует высокой хореографической подготовки. В 19-ом веке считалось большой похвалой сказать о гусаре, умеющем достойно повести в танце даму и проделать несколько замысловатых трюков, держа осанку и гремя шпорами: «Он знатный мазурист!»

На танцевальной площадке во время мазурки словно разыгрывается театральный сюжет, драма с определенной смысловой нагрузкой — это либо романтические мечты, либо сожаления о несбывшемся, либо воспоминания о чем-то дорогом и душевном, не лишенные трагизма. Очень много импровизаций, но при этом выдерживаются четыре основных шага. Описание их можно найти во многих пособиях по танцевальному искусству, в чем-то идентичные, в чем-то очень разные. Ведущая роль достается мужчине: он задает темп, направление движений и фигуры. Но партнерша может исполнять фигуру в любых вариациях по своему желанию, в чем и прелесть этого танца. Главное — сохранять грацию, легкость и изящество.

Мазурка в варианте котильон начинается с того, что все участвующие пары рассаживаются на стулья по кругу зала. Первая пара идет променадом, затем исполняет определенную фигуру — сложность и темп зависят от мастерства танцоров, тут уж кто на что горазд, строгих требований нет — затем возвращается на место, делают полный оборот на месте и присаживаются. В танец вступает следующая пара, и так по порядку. В конце все пары проходят кругом зала, каждая из которых должна выйти на середину и исполнить еще одну фигуру. В целом это очень красивое, захватывающее зрелище, напоминающее интересную игру или соревнование, продолжительностью до двух часов. Недаром мазурка считалась душой бала, ее ждали больше вальса и кадрили. После этого танца зачастую совершались роковые признания и девушки находили своих будущих спутников жизни.

В некоторых вариациях танец мазурка исполнялся следующим образом: распорядитель бала подводил к даме сразу двух кавалеров, из которого она должна была выбрать одного, чтобы начать танец. Зачастую выбор делался под влиянием личных интересов, с целью показать кавалеру, что он желанен и к нему испытывают благосклонность. Кавалер, в свою очередь, даже если дама была ему не угодна, отказать в танце не мог, но при этом сохранял во время фигур молчание, холодность, равнодушие — что и демонстрировал публике скупостью движений и фигур. Это был своего рода телеграф, способ молчаливых признаний и вопросов в высшем обществе, впрочем, мгновенно раскрывающий все сердечные тайны танцоров присутствующим на балу.

Мазурка носит несколько провокационный характер: мужчина во время танца словно выталкивает женщину впереди себя, одновременно и любуясь нею, и хвастаясь перед зрителями. А женщина играет роль соблазнительницы, показывая все свое мастерство, грациозность и утонченность. В очень быстром темпе барышня словно летит над паркетом перед своим партнером, при этом каждую секунду танца ее взгляд должен быть направлен именно на него — а что может быть искусительнее пылкого, восторженного взгляда поверх плеча разгоряченной быстрым танцем юной барышни?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал «Женская неделя»